Программа обучения: «Психодрама и ролевые игры в групповой и индивидуальной работе»
Виктор Семенов
Психолог, Директор Института психодрамы и психологического консультирования, вице- президент Ассоциации психодрамы
Марина Левандовская
Руководитель учебных программ подготовки психодраматерапевтов
Учебная программа
Институт психодрамы и психологического консультирования, осуществляет подготовку психодраматерапевтов и руководителей психодрамы в качестве профессионального обучения. Общий порядок обучения соответствует требованиям к обучению, принятом FEPTO (Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций) и ассоциацией психодрамы России. Аттестованные психодраматитерапевты и руководители психодрамы имеют право самостоятельно проводить психодраму в качестве метода групповой или индивидуальной психотерапии и несут персональную ответственность за ее результаты.
Ход обучения
Обучение осуществляется в группе один раз в месяц. Обучение состоит из трех этапов. После подготовительной ступени обучение осуществляется в два этапа, основная ступень и высшая ступень.
Подготовительная ступень предназначена для ознакомления с методом и принятия решения об участии в обучении. Этот семинар позволяет познакомиться с методом и принять решение о дальнейшем обучении.
Основная ступень «Базовый курс психодрамы» состоит минимум из 520 часов, включая специализированные теоретические семинары. В течение обучения участники подготавливают реферат по теоретическим основам психодрамы.. В конце основной ступени проводится промежуточный экзамен. Этот промежуточный экзамен дает возможность участникам обучения ассистировать опытным руководителям психодрамы (и психотерапевтам) в профессиональной деятельности, но не дает права самостоятельного использования метода. Помимо участия в продолжающейся закрытой группе саморазвития и накопления опыта участия в занятиях и упражнениях, обучение на основной ступени предполагает теоретические семинары и специализированные семинары, центрированные на психотерапевтических темах или же теме расширения социальной компетентности.
Высшая ступень – Директорский курс состоит минимум из 360 часов (включая специализированные теоретические семинары 120 часов и супервизию - 80 часов, самостоятельная практика – 160 часов). Этот раздел обучения начинается после успешно оконченной основной ступени в новой продолжающейся закрытой группе с другим руководителем.
Содержание обучения
Вводный семинар позволяет практически познакомиться с методом и должен дать заинтересовавшимся методом возможность принять решение, хотят ли они, и когда они хотят принять участие в обучении психодраме. Свидетельство об участии в вводном семинаре или в специализированном семинаре или свидетельство о иных психодраматических семинарах является предпосылкой к участию в семинар допуска.
Учебные семинары «Базового курса психодрамы» проходят в группе и предполагают приобретение психотерапевтического опыта; овладение техниками психодрамы; переживание и социометрическую и психодраматическую переработку группового процесса и ознакомление с основами теории психодрамы. Участники в ходе групповой работы могут пережить и прочувствовать, наблюдать и рефлектировать процессы группового развития. Важным элементом обучения в рамках данной программы являются дисциплины клинической, социально-проективной направленности, а также модуль обучения тренинговой работе. Эти блоки позволяют слушателям получить комплексную подготовку, развивающую их клиническое мышление, позволяющую освоить проектную деятельность и получить навык построения авторских программ.
Директорский курс.
Для будущих психотерапевтов и руководителей психодрамы эта ступень различается как темами специализированных семинаров (ориентированных психотерапевтически или же на навыки руководства группой), а также сферой применения психодрамы при самостоятельных опытах под наблюдением супервизоров. Высшая ступень оканчивается письменной выпускной работой и экзаменом в форме квалификационного коллоквиума с присвоением квалификации руководителя психодрамы (психодрамотерапевта) или руководителя психодрамы. Оба типа обучения фактически принадлежат к разным профессиональным сферам и профессиональным группам.
Психодраматическая практика факультативна и может осуществляться в различных учреждениях (160 часов)
Самостоятельная работа участников
В ходе первого года обучения участники группы занимаются самостоятельной отработкой базовых техник в группах по 3—4 че¬ловека, что является обязательным требованием этого учебного курса. В первый год необходимо набрать не менее 50 часов работы в "тройке". На втором году количество самостоятельной работы увеличивается до 80. Формы самостоятельной работы участников также могут становиться разнообразнее — например, две-три "тройки" могут объединяться и отрабатывать психодраматические техники, ориентированные уже не на индивидуальную, а на групповую работу. На третьем году обучения возможно включение других участников группы в свою практическую работу — клиничес¬кую или педагогическую — на правах обученных вспомогательных лиц, с последующим анализом сессии.