Программа обучения детских психодраматерапевтов «Детская символическая психодрама в индивидуальной и групповой психотерапии»
Цель программы:
Подготовить специалистов, использующих психодраму в работе с детьми и подростками
Задачи вводного курса:
  • Познакомиться с методом и особенностями применения психодрамы в практике работы с детьми.
  • Получить опыт обучения через психодраматическое действие.
  • Освоение инструментов детской психодрамы и навыка психодраматической работы с семейной системой.
  • Приобрети опыт применения детской психодрамы в индивидуальной и групповой психотерапии.
В программе курса:
  • Знакомство с методом психодрамы, его структурой и базовыми техниками.
  • Организация процесса групповой психодраматерапии с детьми: показания и противопоказания к групповой психотерапии, сбор группы, структура первичного интервью и др.
  • Групповая динамика в детских группах: ее особенности, феномены, фазы развития
  • Установление терапевтического альянса с ребенком. Техники активного слушания, возвращение ответственности, введение правил, ограничений и запретов.
  • Индивидуальный прием. Монодрама с игрушками. Организация процесса терапии и сессии.
  • Структура формирования и развития детской психики. Сценарии развития, кризисные и латентные периоды. Симбиоз и сепарация.
  • Элементы монодрамы с игрушками в детско-родительском консультировании. Набор игрушек психодраматиста, и их символика.
  • Детский травматический опыт. Детская психосоматика. Работа с семейной системой.
  • Работа с подростками и родителями.
  • Детская психодрама в работе с особыми темами.
Программу реализуют тренеры Ассоциации психодрамы России:
  • Богомягкова Оксана – руководитель психодраматерапевт, старший тренер ИПиПК, к.п.н., член РПО
  • Могунова Лариса – руководитель секции «Психорама с детьми» преподаватель ИПКиРТ, детский психотерапевт
  • Горовец Наталья – руководитель секции «Психорама с детьми» преподаватель ИПКиРТ, детский психотерапевт
Учебно-тематический план:
  1. Консультирование и психотерапия методом психодрамы. Знакомство с методом. Основные понятия. Психодрама, социометрия, групповая психотерапия. Руководящие принципы психодраматической работы. Базовые техники психодрамы. Социограмма. Социальный атом. Психодраматическая сессия – типовая схема. Основные виды психодраматической практики. Этика психодраматиста.
  2. Предварительная организация процесса групповой психодраматерапии с детьми: Показания и противопоказания к групповой психотерапии. Сбор группы. Структура первичного интервью, психодраматические методики для знакомства с ребенком и его семьей, для формулирования целей терапии. Правила, регламентирующие деятельность группы. «Психотерапия в группе и группой»: групповая динамика, ее особенности в детских группах. Принципы групповой психотерапии (Я.Л. Морено) Детская психодраматическая группа как инстанция социализации. Групповые феномены. Психотерапевтические интервенции и техники ориентированные на групповой процесс. Представление о фазах развития группы Начальная фаза: особенности фазы у детей: зоны напряжения, цели и задачи, типичные сюжеты и роли ведущих на каждой из фаз, дополнительные, авторские упражнения и методики.
  3. Система психотерапевтических отношений с ребёнком в гуманистической психотерапии: Установление терапевтического альянса: представление о безусловном принятии, «диагностическом ореоле»; позиции терапевта и целях психотерапии. Параметры «облегчающих реакций» (по Гэри Лэндрету): техники активного слушания, возвращения ответственности, введения правил, ограничений и запретов. Индивидуальный приём. Монодрама с игрушками: Методические и терапевтические аспекты детской монодрамы, специфика монодрамы Цели и задачи символической психодрамы Организация процесса терапии и сессии Сценография и введение персонажей в монодраме.
  4. Структура формирования и развития детской психики. Концепции детского развития. Этапность развития ребенка. Закономерности и факторы детского развития. Социальный атом: ребенок-подросток-взрослый Сценарии детского развития. Кризисные и латентные периоды развития. Симбиоз и сепарация. Гендерная идентификация. Диадические и триадические отношения.
  5. Начальная фаза групповой сессии: проведение «первого круга»: «Первый круг» как полифункциональная развивающая среда. Функция социализации: коммуникация участников между собой и с ведущими, Функция разогрева к контакту с собой, к участию в драматическом действии. Поиск личных и групповых тем. Специальные интервенции «первого круга» Помощь ведущих в создании детьми совместного символического сюжета, разработке сценария драмы. Фаза конкуренции: особенности фазы у детей: зоны напряжения, цели и задачи, типичные сюжеты и роли ведущих на каждой из фаз, дополнительные, авторские упражнения и методики.
  6. Подход к сценографии в детской психодраме: Сцена как психодраматическое «переходное пространство» Навыки поиска и реализации ресурсов сцены в терапевтической работе. Работа с реквизитом и игровым строительным материалом, материализация в сцене. Зонирование и масштабирование сцены. Элементы монодрамы с игрушками в детско – родительском консультировании и на первичном приеме. Набор игрушек психодраматиста, символика игрушек Динамика терапевтического процессав монодраме. Ведение истории: путь героя в истории - терапевтический путь клиента
  7. Детский травматический опыт. Ребенок в ситуации психологической травмы. Детская психосоматика. Психодрама в работе с детьми с ОВЗ. Работа с семейной системой. Детско-родительские отношения глазами ребенка и родителя. Психодрама в работе с детьми разведенных родителей. Работа с кейсами участников.
  8. Основные психодраматические техники: «обмен ролями» Теория ролевого развития. Понятие о «типичной сцене». Триада опыта взаимодействия: «ролевая гантеля». Процесс обмена ролями с терапевтом: собирание личных и групповых проекций на роли, данные ведущим, этапы тренировки «вспомогательного Я», понятие «предсцены» и «пустого сосуда». Спонтанный обмен ролями между детьми в драме. Обмен ролями в контексте теории объектных отношений.
  9. Основные психодраматические техники: «дублирование» Функции дублирования (по Айхингеру и Холлу): восстановление нарушений в стадии матрицы «вселенской идентичности» Виды дублирования, их цели, задачи и формы осуществления в детской психодраме. Отражение различных видов ролевых конфликтов в амбивалентном дублировании. Фаза рабочей группы.
  10. Основные психодраматические техники: «зеркало» Функции зеркала. Развитие у протагониста фундаментальных способов познания себя: самонаблюдение, взгляд на себя со стороны, наблюдение за «отражением себя». Варианты осуществления «зеркала» в детской психодраме. Алгоритм применения техники зеркала. Понятие о дисфункциональной коммуникации: дисфункциональные роли и сценарии. Нарушения коммуникации в семье по В. Сатир. Трансформация дисфункциональных ролей с помощью психодрамы. Расширение ролевого репертуара. Подход к работе с различной детской симптоматикой. Помощь ведущих в создании детьми совместного символического сюжета, разработке сценария драмы.
  11. Работа психотерапевта с подростками. Деструктивные и аутодеструктивные феномены подросткового развития в психодраматической реальности. Терапевтическая работа с дисморфофобией, суицидальной активностью, зависимым поведением. Социальный атом подростка. Социальный атом терапевта.
  12. В фокусе – психодраматерапевт: Модели котерапевтических отношений. Условия, возможности и трудности котерапевтической работы. Чувства из роли и личные чувства: анализ переноса и контрпереноса, использование контрпереноса в работе. Роли директора. Работа с родителями. «Практики контактного воспитания»: родительские тренинги, занятия, упражнения, игры Векторы работы с родителями: сопровождение терапии ребенка. Особые компетенции родительства.
  13. Фаза завершения: Особенности фазы у детей: зоны напряжения, цели и задачи, типичные сюжеты и роли ведущих на каждой из фаз, дополнительные, авторские упражнения и методики.
На протяжение всего курса. Практика с процесс-анализом: Практические упражнения и отработка технических приёмов для участников «Симулированные драмы»: участники в роли детей и терапевтов Практика анализа психодраматической сессии. Детская психодрама в работе с особыми темами: Работа с травмированными детьми. Нарушения привязанности. Темы по запросу участников обучения.
Программа дает возможность:
  • Получить сертификат Московского Института Психодрамы и психологического консультирования.
  • Самостоятельно проводить детскую психодраму в качестве метода групповой или индивидуальной психотерапии, и нести персональную ответственность за ее результаты.
  • Владеть инструментами детской психодрамы, умело применять их в групповой, и индивидуальной работе с детьми и родителями.
  • Работать с детьми разного возраста.
  • Работать с семейной системой и детско-родительскими отношениями.